Home
Записки на обратной стороне век
Робин, любимый шут Оберона
Но мы-то знаем, что этот остров... 

Advertisement

Customize
2nd-Jan-2009 01:21 am
Сегодня был на премьере фильма "Обитаемый Остров", составил впечатление.


Для тех, кому лень читать длинные посты, резюме:

1. Не шедевр, но смотреть можно. Однозначно лучше "Волкодава" и "Ночного Дозора".
2. Книга экранизирована почти дословно, с крошечными изменениями.
3. Фильм начинает нравиться во второй половине. Середина - до того, как Максим поступает в гвардию - серьезно провисает.
4. Второй план актеров (выродки, неизвестные отцы, и пр.) играет намного лучше, чем главные герои.
5. Декорации и костюмы сделаны хорошо. Техника сделана плохо.

Вердикт: 7 из 10 - не фильм века, но приличный фильм сезона. Смотреть, но книжку желательно прочитать перед просмотром. Без нее многое непонятно.


Сейчас, когда собственными глазами увидел «Обитаемый Остров», возникает ощущение, что весь черный пиар, заранее вылитый на фильм в блогосфере – «не смотрел, но осуждаю» - был коварным маркетинговым ходом Бондарчука. Потому что после просмотра возникает не ощущение «неплохо, но могло быть лучше», а «и вовсе не так плохо, как ожидалось»! Заниженные ожидания – отличный способ обмануть критику. Критиковать фильм есть за что, но он, тем не менее, вполне смотрибелен и тошнотных чувств не вызывает. Публика, насколько я видел, принимала фильм неплохо: смеялась, там, где должно быть смешно, и из зала не сбегала.

В отличие от «Волкодава», где при сильной технической стороне провал произошел из-за сценария и режиссуры, «Обитаемый Остров» страдает от недостатков вполне исправимых. Это не очень удачная работа оператора и монтажера, и отдельные странности, вроде утюго-подобной машины Фанка, и Максима, говорящего не своим голосом. В то же время, в фильме видна очень неплохая работа дизайнеров декораций и костюмов, приличные спецэффекты, и главное - хорошая игра актеров второго плана, которые удивительным образом переигрывают главных героев.

Памятуя ушаты критики в адрес «Волкодава» и «Дозоров», сценаристы перестраховались и перенесли книгу на экран почти дословно. Так что все претензии к сюжету отправлять по адресу: Москва, Борису Натановичу Стругацкому.


Главный неприятный сюрприз фильма обнаруживается на первых же минутах. Максим, летящий над Саракшем, ведет забавный диалог с бабушкой, открывает рот и отвечает ей… голосом актера Матвеева. Зачем было переозвучивать Степанова чужим голосом, причем совершенно ему не подходящим – низким, глухим – непонятно. Из-за этого оценить актерские способности юного дарования затруднительно. Голоса его мы не слышим, а вечно улыбаться, как того требует сценарий, может каждый.

Столкнувшийся с метеоритом корабль Максима падает на планету Саракш и разбивается в студень. Выживший герой ищет помощи, а находит заросшего мужика с автоматом, который говорит на тарабарском наречии. Мне было с самого начала интересно, как решат в фильме языковой вопрос – воплотить на экране язык Саракша так, чтобы герой его не понимал, а зритель понимал, невозможно в принципе. Сценаристы выкрутились разумно: у Максима оказывается микро-переводчик, вставляемый в ухо. Этот логичный, казалось поначалу, ход, впоследствии стал причиной очень неприятной сценарной ошибки.

Судите сами. В романе Макс учит язык долго и трудно, первое время он способен изьясняться только фразами типа «Здравствуйте. Я Мак-Сим. Я хороший». С учетом этого Стругацкие писали его реплики в первой половине книги. Все эти диалоги, слово-в-слово, сохранились и в сценарии. Но по сценарию-то Максим язык понимает! Вернее, зритель-то по умолчанию считает, что язык ему известен! И когда этот здоровенный детина, космолетчик из будущего, в ресторане говорит «Максим. Хочу есть».- он выглядит умственно отсталым. Экранизируешь дословно – молодец. Но если делаешь одно отступление, корректируй в соответствии с ним и весь сценарий . Иначе нарушается логика.

Еще один вопрос, который волновал до премьеры – как сделают «излучение» и вызываемый им массовый психоз. С этой задачей справились не в пример лучше. Излучение сопровождается тревожным гудением, похожим, на сирены, а толпа начинает хором скандировать лозунги - что и было в книге. Все же, мысленно поставив себя на место человека, книгу не читавшего, я не уверен, что этот человек поймет, что произошло, без обьяснений. Тайну башен стоило раскрыть пораньше – это придало бы сюжету стержня, а происходящему – понятности.

А я сошла с ума! Какая досада!

Персонажи

Как известно, ничего на свете Федор Бондарчук так не любит, как снимать себя. Его персонаж - прокурор по прозвищу Умник - в книге описан не очень подробно, поэтому авторы дали волю воображению. И дали, на первый взгляд, удачно.
Умник всячески противопоставляется Страннику – не только по сценарию, но визуально, стилистически. Странник – суровый, грубый, он препарирует трупы и оставляет кровавые пятна пальцами. Он небрит, колюч, холоден. В его кабинете идет снег! Его цвета – серый, синий, бледно-зеленый.
Умник – изнеженный баловень с «голубоватыми» замашками, он носит бархатный халат и даже с экрана благоухает духами. Его штаб-квартира похожа на будуар дорогой куртизанки. Его цвета – лиловый, розовый, сиреневый. По повадкам прокурор похож на барона Харконнена, эдакого гламурного педофила.

Скромные апартаменты слуги народа


Странник: есть ли жизнь в холодильнике?

Отличное осмысление персонажа! И как же его портит человек, влезший в эту шкуру. Бондарчук-актер неестественен, он переигрывает с манерностью, его голос звучит слишком театрально. (Вот кого стоило бы переозвучить!) К тому же, он слишком любуется собой. Персонажу это простительно, актеру – нет.

Это особенно заметно на фоне отличной игры остальных «злодеев». Серебряков-Странник – великолепен. Мерзликин-Фанк – очень хорош, как и Папа-Суханов. Вообще, все Неизвестные Отцы играют на голову лучше и Бондарчука, и Степанова.
То же самое можно сказать про «выродков» -повстанцев (Цурило, Барковский и др.). Естественная, живая игра. Даже Куценко, который совершенно не похож на своего персонажа, к моему изумлению, оказался неплох. Отличный Зеф-Гармаш, возможно, один из лучших образов фильма. Его речь в финале картины своим социальным посылом искупает всю развлекательную кутерьму.

Разочарования - Михаил Евланов (ротмистр Чачу) и в меньшей степени Петр Федоров (Гай). Почему-то все военные в фильме орут через каждые два слова, постоянно впадают в истерики и стучат кулаком по столу. Когда уже стереотип «офицер = тупой солдафон» надоест нашим и западным киношникам?
В паре Максим-Рада сильным звеном выглядит девушка. Юлия Снигирь - очень живое и непосредственное существо на фоне зажатых Максима и Гая. Степанову же, похоже, дали установку "быть Люком Скайуокером" - благо, внешнее сходство налицо. Вытянуть на себе фильм он пока не способен, его задача - играть внешностью и поддерживать заданный образ.


Кто забрал мой световой меч?


Мир

«Обитаемый Остров» - фильм костюмный и сложный для декорации. Над фильмом работала целая команда дизайнеров, их работа видна в каждом кадре. Если часы – то дизайнерские. Если автобус – тоже дизайнерский. Я был почти разочарован, когда Максиму надели не дизайнерские, а обычные человеческие наручники. ))
Пожалуй, главная беда фильма, не считая ляпа с языком – передозировка этого дизайна. Когда на стене висят часы с непонятными знаками, а герои сидят в островерхих креслах, это стильно. Но когда Фанк ездит на чем-то, напоминающем боевой утюг, а обычный полицейский вэн увешан нефункциональными ребрами и ручками – это уже пустая трата денег. К тому же, это банально некрасиво и неубедительно
К чести декораторов, единственный их серьезный провал – транспортные средства. Все остальное смотрится более-менее убедительно. Ржавый пост-апокалипсис с бетонными конструкциями у нас снимать умеют – его можно подсмотреть на любом заброшенном заводе. К костюмам тоже претензий нет.

Руины - это красиво!

Итог
На этом месте обычно пишут «у нас наконец научились снимать» или «у нас по-прежнему не умеют снимать», и тому подобную чушь. Снимать у нас умели всегда. Просто когда-то умели снимать лучше.

Главное, что я увидел в это фильме хорошего – понимание задачи. Понимание, чем нужно цеплять зрителя: создание атмосферы другого, диковинного мира, со своими законами и своей жизнью.
А главное, что увидел плохого – у нас по-прежнему нет Сценариста и Режиссёра, способного это воплотить без кучи мелких погрешностей. И к сожалению, нет молодых актеров, способных вытянуть на себе фильм. Такие герои остались среди старой школы, которая по возрасту перешла в разряд «генералов» и «мудрых советчиков».

Для поклонника Стругацких будет важно, что фильм не переврал книгу. Для зрителя же главное, что фильм можно смотреть без рвотного рефлекса, и получить удовольствие.
7 из 10 - не фильм века, но приличный фильм сезона. Вторую часть смотреть буду.

Обитаемый остров
Comments 
2nd-Jan-2009 09:54 am (UTC)
Отличный отчет! Спасибо, что поделился =) в целом я почти во всем воспринял фильм также как и ты, несмотря на то, что не читал книгу...но вот несколько моментов, которых я не мог знать, в отличии от тебя не были восприняты мною негативно. Например, фраза "Максим. Хочу есть". Дело в том, что до этого как раз показывают как местный гангстер пожирает что-то неудобоваримое руками и соответственно Макс не в курсах, что у них там подают...а еще и смущенное лицо Рады вполне могло вызвать такую реплику Макса ИМХО
По поводу транспорта - полностью с тобой согласен - на фоне дизайна зданий и помещений автомобили смотрятся убого. По поводу актёров ты попал в точку. кстати, Куценко я не сразу и узнал...вернее узнал сразу, но его персонаж и игра абсолютно не свойственны Гоше, он вышел на новый уровень что ли =) По поводу голоса Максима - я знал, что дублируют, но в принципе мне показалось, что этот голос отлично подходит персонажу - спокойный и уверенный. Интересно послушать реальный голос актёра.
По поводу раскрытия реального назначения башен - не согласен. Как раз это и придает остроту сюжету для тех, кто не читал произведение. И то, как и когда зритель узнает реальную суть башен - я думаю это наоборот хороший ход.
Очень понравилась как сыграли Раду - не знаю, как она должна была выглядеть по книжке, но образ получился отличный.
Кстати, я тоже оценил фильм на imdb.com в 7/10 баллов =)
2nd-Jan-2009 03:38 pm (UTC)
Все верно, но рядом со мной сидел человек, книгу не читавший, и жаловался, что в фильме "нет стержня", который держал бы от начала до конца. Поэтому я и подумал, что с излучениями было бы больше интриги, если намекнуть о них заранее.
Что касается фразы в ресторане - она не единственная. Уж очень сильный получился контраст между тем, как молчит и мнется Максим в первой половине, и как бойко он говорит во второй. Если сценаристы не хотели менять диалоги, стоило хотя бы вставить реплику или "озвученную мысль" про то, как Максиму трудно говорить на местом языке.
10th-Jan-2009 09:20 pm (UTC)
дочитал книгу, согласен, что фильм постарались сделать максимально близко к ней. но вот насчет героев - такое впечатление, что режиссер решил всех персонажей сделать абсолютно не такими, как в книге.
2nd-Jan-2009 11:45 am (UTC)
Нравятся мне твои отзывы. А после этого даже в кино в кои-то веки захотелось сходить, несмотря на огромную нелюбовь к нашему новому кино и принципиальное скачивание нашего нового кино в сети. ;) Снимаю шляпу, мон ами! Пиши еще! =*
2nd-Jan-2009 03:40 pm (UTC)
Спасибо ))
Я и не призываю именно идти, а не скачивать - но фильм не так страшен, как заранее пугали. Просто для меня обычно сходить в кино проще, чем скачать. Сходить - это посмотреть один раз, а скачать - это иметь при себе надолго. Качаю я обычно то, что уже точно хочу иметь на видео.
2nd-Jan-2009 06:19 pm (UTC)
Да не за что. Мне правда нравится, как ты пишешь о кино и музыке. По делу и с ехидными комментариями.
А что до скачивания - мы делаем по принципу: скачал, посмотрел, убил. Если понравилось - покупаем фирменный диск или выкачиваем в хорошем качестве и режем на диск. Но обычно жаба душит покупать "лицензию", после того, как бездарно сдохли дорогущие фирменные "Оборотни".
П.С. Как твое зверие? Которое маленькое и зубастое? ;)
*Знаешь стишок
"Свят Георгий во бое
На лихом сидит коне,
Держит в руце копие,
Тычет змия в жопие." ?
Я, когда впервые увидела у Стругацких, хохотала минут пять. С тех пор сильно люблю "старославянские" окончания к словам прикручивать.;)))*
9th-Jan-2009 09:56 pm (UTC)
Спасибо, зверье матереет, бегает, прыгает, и кусается. Уже мурлыкать научился и родиталей учит ))
2nd-Jan-2009 12:33 pm (UTC)
Уважаемый, я написала более внятный отзыв, нежели тот, на который вы ответили.
Если заинтересует: http://shousha.livejournal.com/404937.html .
2nd-Jan-2009 03:33 pm (UTC)
Спасибо, посмотрю с интересом.
2nd-Jan-2009 06:40 pm (UTC)
Не за что ;-)))
2nd-Jan-2009 10:28 pm (UTC)
Адресуясь скорее Вашему комментарию здесь: http://amigabonita.livejournal.com/23814.html?thread=63494
Снять слово в слово диалоги, не значит экранизировать роман "слово в слово". То, что снял Бондарчук - это не "Обитаемый остров" АБС. Если бы не вторичность спецэффектов и художественных приемов мог бы быть неплохой экшен, но... вторичность, увы.
6th-Jan-2009 06:08 am (UTC)
А по моему, то, что снял Бондарчук довольно близко к ОО АБС. Настолько близко, что это скорее ОО АБС, чем не ОО АБС. По крайней мере атмосфера страны, где все ура-патриотят и одновременно все разваливается к такой-то матери - передана.
6th-Jan-2009 05:17 pm (UTC)
Кроме атмосферы страны торжествующего "ура-патриотизма" в романе есть определенная философия, философия взросления, сумерки морали, слом привычной этики, а в фильме нет этого, просто нет. Почитайте сцену драки с бандой Крысолова в книге и пересмотрите в фильме. Циничное "Бу!" киношного Максима и искреннее непонимания - как можно бить ченщину - у книжного.
Кроме декораций, которые в общем-то тоже далековаты от книжных, но да и Б-г с ними, Бондарчук так и не смог снять кино о землянине с его этикой в стране фашизма. Он снял очередного супер-мальчика недумающего и нечувствующего происходящего и вокург и с ним самим.
6th-Jan-2009 05:20 pm (UTC)
А еще у меня западает пробел, поэтому частица "не" написана слитно с глаголами.
14th-Jan-2009 08:19 pm (UTC)
ЦИТАТА: "Почитайте сцену драки с бандой Крысолова в книге и пересмотрите в фильме. Циничное "Бу!" киношного Максима и искреннее непонимания - как можно бить женщину - у книжного."
- Абсолютно с вами согласен. Банда Крысолова у Стругацких - обыкновенная гопота, а не бондарчуговские нинзя-чебурашки. А человеческий облик в глазах Максима они потеряли только после того, как главарь ударил Раду. Не сильно - чтобы не причинить боль, а именно унизить. И вот в этот момент подворотня превратилась для Максима в пещеру с голыми пятнистыми обезьянами. И он голыми руками мочил этих "обезьян". И вспомните - после этого Мак ещё долго мучился угрызениями совести, места себе не находил (чем вызывал искреннее удивление Гая).
З.Ы. И как же можно говорить о "почти дословной" экранизации? Да ещё и стрелки на Бориса Натановича переводить - все претензии, мол, к нему. Мопед Стругацких, а Бондарчук только объяву разместил?;)
2nd-Jan-2009 10:45 pm (UTC)
Ма-а-аленькая поправочка: адрес для претензий - Санкт-Петербург, Борису Натановичу Стругацкому :-)

В целом согласен с рецензией - фильм очень неплохой.

А Максима переозвучивали по банальной причине - Василий Степанов же непрофессиональный актер, его нашли на вступительных экзаменах в Щуку. Он картавил и не успел избавиться от этого к началу озвучания - отработал несколько смен, и его решили заменить. Хотя голос у него очень красивый - низкий и глубокий - уже есть много интервью на ТВ. И теперь он не картавит, но уже поздно.

Я, кстати, зная о факте переозвучки, совершенно забыл об этом в кинотеатре, по-моему голос очень хорошо "лег" на картинку.
3rd-Jan-2009 06:30 pm (UTC)
Да, с Петербургом это я налажал ))

Не знаю, как сильно картавил Степанов, но мне кажется, лучше бы он "мило" картавил своим голосом, чем говорил совершенно чужим. Все-таки, не до такой степени он плохо говорит. По крайней мере, грузинского акцента у него нет, в отличие от Арчила Гомиашвили, за которого в роли Остапа Бендера говорил Михаил Козаков.
5th-Jan-2009 05:58 am (UTC)
+1
Приятный у Степанова голос
15th-Jan-2009 07:15 pm (UTC)
Думаю, присутствующим понравится
http://d-sanin.livejournal.com/7432.html

Advertisement

Customize
This page was loaded Jan 7th 2010, 11:50 pm GMT.